Славянский полевой дух. Его представляли в виде девушки в белом платье или косматой безобразной старухи.
Полудница насылала солнечный удар, могла похитить оставленного в поле ребенка. Вместе с тем полудница охраняла посевы, поэтому ее иногда называют «ржицей» или «ржаницей».
В быличках рассказывается, что в руках у Полудницы находится гигантская сковорода, которой она или заслоняет хлеб от палящих солнечных лучей, или сжигает все, что растет на поле.
Полудница также следит за тем, чтобы никто не работал в поле в полдень, когда слишком сильно печет солнце или в выходные дни. Нарушителей порядка Полудница наказывала, сжигая урожай. В рассказах нашли отражение конкретные наблюдения: оставшись в открытом поле во время летнего зноя было легко получить солнечный удар.
Чтобы избежать гнева Полудницы, следовало соблюдать некоторые общие правила. В частности, считается, что Полудница не любит черного цвета и благосклонна к тем, кто носит белую одежду. Поэтому нельзя было приходить в поле в черной одежде или с предметом черного цвета. Особенно опасна Полудница с 20 июня по 20 июля, когда завершается период созревания хлеба. В это время, чтобы не беспокоить Полудницу, не разрешается приходить на поле, рвать траву и вообще не шуметь вблизи посевов.
Образ Полудницы наиболее широко представлен в детском фольклоре. Известны многочисленные былички и страшилки, в которых рассказывается о том, как Полудница забирает детей, тайком лакомившихся на огородах. Поэтому во многих местах рассказы о Полуднице контаминировали с рассказами о Бабе-яге. В белорусском фольклоре Полудницу даже переименовали в Железную бабу.
В некоторых местах образ Полудницы соединялся с образом Полевика. Так, в быличках рассказывается о том, что в середине лета у Полудницы и Полевика появляются дети — полевички. Они бегают по полю, кувыркатся и играют друг с другом. Вероятно, в подобном описании нашли отражение случаи пожаров на поле во время летней засухи.
Образ Полудницы проник и в народное православие, где сложился своеобразный образ Богородицы — спорительницы хлебов. Иконы с ее изображением популярны во всей Центральной России. Богородицу изображали в виде женщины в белых или голубых одеждах, восседавшей на облаке над колосившимся полем. Этот сюжет четко перекликается с народными рассказами о том, как прохожий, случайно оказавшийся в поле примерно в полдень, видел Полудницу, двигавшуюся над посевами.