Среда, апреля 24, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Одна из четырех стихий ми­розданья, ее происхождение связывали с солнцем и молни­ей. Огонь давал тепло и свет. Он также обладал очистительной силой. Богом огня считался Сварог, а сам огонь почтительно назы­вали Сварожичем.

С другой стороны, огонь воспринимался как страшная стихия, уничтожавшая при пожаре все лживое. Почитая огонь, в Древней Руси разводи­ли неугасимые костры, кото­рые горели в святилищах мно­гих богов, в частности, в святи­лище Перуна.

В доме обычным местом по­клонения огню Сварожичу был овин. Вероятно, когда-то Сва­рог был и сельхозяйственным божеством.

Славяне считали, что огонь — живое существо, которое необ­ходимо вовремя кормить, чтобы он подчинялся человеку. Чтобы огонь мог напиться, в печь на ночь ставили горшок с водой.

С огнем обращались почти­тельно, называя его Батюшка - огонек. На ночь огонь гасили, обращаясь к нему: «Спи, ба­тюшка-огонек». Считалось гре­хом плевать в огонь. Обидев­шись, огонь мог отомстить чело­веку: сжечь его дом или иссу­шить зловредной болезнью. С небесным огнем (молнией) связывались оберегающие ри­туалы. Во время грозы в избе следовало перевернуть всю по­суду, а посуду с водой нужно было перекрестить. Чтобы убе­речься от беса, прилетавшего с молнией, следовало зажечь пас­хальную свечку или бросить на печные угли нескольких ку­сочков ладана.

В славянских заговорах огонь уподобляется любовному пожару. В новгородской бе­рестяной грамоте говорится: «Так разгори сердце свое и тело свое, и душа твоя до меня и до тела моего, и до вида моего».

Чтобы привлечь возлюблен­ного, следовало положить в печь его след, вырезанный из земли, или принадлежащий ему предмет. В печи они начи­нали сохнуть, а возлюбленный страдать от любви. Следы по­добных верований мы находим в былине «Добрыня и Марин­ка». В ней описывается, как колдунья брала след богатыря, помещала его в печь и просила огонь: «Сколь жарко дрова раз­гораются, со теми следы моло­децкими, разгоралась бы серд­це молодецкое как у молодца Добрынишки Никитича».

У древних славян огонь яв­лялся непременным компонен­том погребального культа. Сла­вяне считали, что, сгорая, умерший переходит в иной мир, где продолжает свою пре­жнюю жизнь. Поэтому в кос­тер помещали утварь, скот, ук­рашения, рабов и жен.

Представление о том, что огонь разделяет мир живых и мир мертвых, отразилось и в христианских верованиях. В апокрифических легендах рассказывается, что во время Страшного суда по земле проте­чет огненная река. Она сожжет все живое, и Господь Бог спросит: «Чиста ли ты, земля?» В первый раз земля ответит: «Чиста, как муж и жена». И снова разгорится огонь. И еще спросит Бог: «Чиста ли ты, земля». «Чиста, как вдова», — скажет земля. И вновь вспых­нет огнь. В третий раз спросит Бог: «Чиста, как красная деви­ца», — ответит земля. Тогда и настанет Божий суд.

Очистительными свойст­вами обладал только «живой огонь», огонь, полученный от молнии или добытый ударом кремня (трением деревянных палочек).

Еще в XIX в. для защиты от эпидемий совершали ритуал очищения скота: добывали жи­вой огонь, от него разжигали два костра. Между ними прого­няли стадо, затем через неболь­шой костер переходили все здо­ровые члены семьи, а за ними переносили больных. Во время эпидемий костры зажигали и на разных концах деревни. Пола­гали, что подобный обряд очи­щения огнем оградит дома от болезней. Сохранился также обряд перепрыгивания через костры в ночь на Ивана Купалу.

Верования в очистительную силу огня проявились в широ­ко распространенном обычае сжигания на костре ведьм и одержимых злыми духами.

Огонь как олицетворение подземной стихии персонифи­цируется в образе змея или дракона, живущих в пещерах. Вступающий с ним в поединок герой должен опасаться его ог­ненного дыхания.

Известны многочисленные рассказы об Огненном змее, ко­торый соблазняет женщин или похищает царевен. Но иногда он может приносить сокровища своему хозяину.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether