Основной персонаж демонологии восточных и западных славян. В образе ведьмы соединились черты фольклорного персонажа и свойства некоторых демонологических существ.
Согласно народным представлениям, ведьмой становилась обычная женщина, в которую вселялся злой дух. Такими же являлись дьявол, черт, бес, даже ее умерший супруг. Ведьмой можно было стать с целью обогащения, заключив соответствующий договор с нечистой силой.
«Свойства» ведьмы переходили по наследству от матери к дочери или от бабушки к внучке. Считалось, что ведьма не могла умереть, пока не передаст своей колдовской силы. Ведьмой могли считать и просто одинокую женщину, отличавшуюся от окружающих своим поведением или просто не общавшуюся с соседями.
Описание внешности ведьмы в славянском фольклоре не отличается от европейских аналогов. Она выглядела как обычная женщина, лишь иногда у нее могли быть хвост и рожки. Ведьма обладала тяжелым, неприветливым взглядом, ее глаза были едва видны из-под опухших покрасневших век. Считалось, что ведьма никогда не смотрит в глаза из-за того, что в ее зрачках можно увидеть перевернутое отражение человека.
Обычно ведьму представляли как безобразную старуху с крючковатым носом, костлявыми руками, иногда хромую или горбатую. Но она могла принять вид красивой женщины или девушки, для того чтобы легче завлекать людей в свои сети. Именно такую ведьму изобразил Н.В.Гоголь в образах Солохи и Панночки («Ночь перед Рождеством» и «Вий»).
Ведьма обычно занималась наведением порчи на людей, домашних животных, растения, а также ворожбой. В результате ее действий люди начинали ссориться, болеть и даже могли погибнуть. На Украине и Карпатах ведьмам также приписывали способность вызывать дождь, насылать ураган, град, пожары, бури и засухи. Ведьма могла причинять вред посевам, ломая или связывая колосья в поле. Считалось, что собирая колоски, ведьма забирала и будущий урожай с поля. Демонологи полагали, что душа ведьмы по ночам покидала тело, чтобы вредить людям.
Ведьма могла также портить скот и отбирать молоко у коров, сало у свиней, яйца у кур, пряжу у женщин. Для этого она, например, собирала на пастбищах росу и поила ею свою корову. Известны многочисленные былички, герои которых повторяли у себя дома колдовские действия ведьмы, а потом, наоборот, не могли избавиться от обилия молока у коровы. Наконец, ведьма могла околдовать человека, превратить его в коня и заездить до смерти.
Восточные славяне верили, что ведьмы проявляют себя, прежде всего, во время праздников — на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасху и Троицу. Считалось, что ведьмы особенно опасны в периоды полнолуния, грозовые ночи.
Западные славяне также полагали наиболее опасными дни святого Яна, Люции, Петра и Павла, праздник тела Божьего, Вальпургиеву ночь. В такие дни ведьмы могли нападать на людей, превратившись в жабу, собаку, свинью или кошку.
Для защиты от ведьмы обычно применяли обереги. Чтобы ведьма не могла проникнуть на двор, на воротах следовало укрепить свечу, освященную в церкви на Сретение. Оберегом могли стать воткнутая вверх прутьями метла на длинной палке, зубья бороны или вил, а также печной ухват. Защищая дом, на порог клали нож, топор, косу или другие режушие предметы (сказка «Финист — ясный сокол»).
От ведьм уберегали и магические действия — осыпание дома или двора маком, обведение кругов, очерчивание мелом стен, нанесение крестов на ворота, окна и двери. Помогали и травы, например, полынь, чеснок, которые отпугивали нечистую силу.
Значительная часть поверий о ведьмах связана со способами их распознавания. Чтобы распознать ведьму, следовало осуществить специальные ритуальные или обрядовые действия. Считалось, в частности, что, увидев купальские огни, ведьма начинает мучиться: корчиться в судорогах, страдать головной болью. Чтобы прекратить неприятные ощущения, она вынуждена выйти к костру. В этот момент следовало обезвредить ведьму, вылив на нее вскипяченную на купальском костре воду с брошенными туда иглами. Чтобы заставить ведьму подойти к костру, нужно было вылить в огонь молоко коровы, на которую она навела порчу.
Чтобы расправиться с ведьмами, их старались подкараулить в тех местах, где они могли причинить вред, например, у хлева или конюшни. Обнаружив там жабу или лягушку, следовало отрубить ей лапу или выколоть глаз. Затем оказывалось, что одна из женщин начинала ходить с перевязанной рукой или глазом. Иногда пойманное в хлеву животное просто убивали и затем бросали в воду. Можно было также ударить ведьму осиновым колом или палкой.
В многочисленных быличках рассказывается о полетах ведьм на шабаш. Накануне Вальпургиевой ночи (на 1 мая) ведьма мазалась жиром крота и вылетала через трубу, произнося заклинание: «Вылетаю, вылетаю, ни за что не задеваю».
Чтобы добраться до места, ведьма могла летать на лопате, метле, кочерге, косе, вилах, ступе, палке, лошадином черепе, на сороке и на животных (коне или кабане). Местами шабаша ведьм были «лысые»
горы (на которых не было леса или росли отдельные деревья), но ими могли стать перекрестки дорог, большие камни. Собравшись, ведьмы пировали, поклонялись дьяволу в образе козла, затевали свои козни.
Считалось, что ведьма могла вредить и после смерти. Поэтому ее следовало хоронить лицом вниз или забивать в гроб осиновый кол.