Четверг, марта 28, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Первоначально слово «бес» обозначало враждебного чело­веку духа. Следы верований в бесов можно найти в многочис­ленных древних заговорах.

По мере распространения христианства языческие пред­ставления о враждебном духе соединились с представлением о христианских демонах, персо­нифицированном в воплощении всяческого зла. Известно, что бесами стали ангелы, выступив­шие против Господа Бога. В на­казание ангелы были низверг­нуты с небес на землю. Ока­завшись в мире людей, они ут­ратили ангельские черты и пре­вратились в многочисленных бесов. В преданиях также рас­сказывается о том, что бесы яв­ляются слугами дьявола, глав­ного падшего ангела, злейшего врага Бога.

Двойственное происхожде­ние бесов (божественное и зем­ное) проявилось в том, что яко­бы значительно расширились их функции. Так, языческое происхождение бесов обуслови­ло их власть над стихиями. Бе­сы могли закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь и бурю.

Вместе с тем бесы сохранили и некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умения летать, читать челове­ческие мысли и внушать чело­веку свои желания.

В христианской традиции бесов обычно изображали как человекообразных существ, покрытых мохнатой шерстью, черной или синей кожей, с длинным хвостом, когтями на руках и ногах. Чаще всего бес появлялся перед человеком в образе кошки, собаки, волка. Но он мог превращаться и в людей.

Основная функция бесов свя­зана с причинением разнообраз­ного, чаще всего мелкого вреда людям. Известны многочислен­ные сказки, в которых бес при­нимает образ человека и оболь­щает доверчивых людей. Счита­лось также, что бес может на­слать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть. Особенно активно бесы ве­дут себя в Рождественскую ночь и на Святки, которые традици­онно считаются временем разгу­ла нечистой силы.

Кроме того, бесы нападали на монахов, аскетов и пустын­ников, стараясь любыми спосо­бами помешать их служению Богу. Первые рассказы о подоб­ных бесовских кознях относят­ся к XI в., их автором является египетский пустынник Анто­ний Великий. Он преодолевает различные искушения и избега­ет ловушек, которые ему под­страивают неутомимые бесы, стремящиеся помешать его мо­нашескому уединению.

После распространения хри­стианства на Руси также по­явились рассказы о проделках бесов. Известна, например, по­весть о том, как монах Никита поймал беса и поехал на нем в Иерусалим. Сюжет был ис­пользован Н.В.Гоголем в пове­сти «Ночь перед Рождеством».

Поскольку бес всегда нахо­дился где-то рядом, поблизос­ти от человека, как бы ожидая его промахов, с ним обычно свя­зывали повседневные неудачи. Отсюда происходят и много­численные поговорки типа: «Бес попутал», «Вот бесова проказа».

Чтобы уберечься от бесов, следовало носить на шее крест и каждое дело начинать с молит­вы или просто словами «Гос­поди, благослови».


Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether