Мифологический персонаж, основное действующее лицо ритуала, связанного с празднованием Нового года или Рождества.
Вероятно, его имя восходит к древнерусскому корню «усинь» — синеватый, встречающемуся в названиях зимних месяцев (например, просинец — январь). Другие исследователи считают, что слово «авсень» образовалось от слова «сень» (свет). С приходом Авсеня день прибавляется и начинается светлая часть года.
Авсеню посвящен цикл народных песен, где он выступает как антропоморфный персонаж. В них рассказывается, что Авсень приезжает на коне и строит мост, по которому «приходят» все остальные годовые праздники: Рождество Христово, Крещение, Васильев день.
Поскольку приезд Авсеня обозначал начало празднования Нового года, с чествования Авсеня в традиционном народном календаре начинался весенний цикл праздников, связанных с обеспечиванием плодородия земли. Поэтому Авсеня и стремились всячески умилостивить: его торжественно встречали, угощали специально приготовленными блюдами — блинами, лепешками, кашей, пирогами, свиными ножками.
Обрядовые песни исполняли дети. 1 января они ходили поздравлять односельчан, несли лукошко с зерном (пшеницей или овсом). Дети пели и бросали зерна через стол в красный угол. Хозяйка одаривала детей, и они переходили в следующий дом.