«Придет Покров, девке голову покроет», говорят старики, а девушки, в свою очередь, втайне молятся: «Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня молоду», или: «Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», а хохлушки на теплом юге, не отставая от дедовских обычаев, тихонько поют: «Свята Покривочка, покрий мини головоньку, хоч ганчиркою (тряпкою) аби не зоставалась дивкою!»
В деревенской жизни самим народом, по завещанию древних предков, установлены так называемые «свадебные недели», которые тянутся от Крещенья до масленицы, на Красной горке, особенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого Больего лета, или Семенова дня (1 сентября), до «Филипповок», т.е. Филиппова заговенья (14 ноября), как начала рождественского поста, называемого «холодным».
Таким образом последние в году свадьбы приурочены к «Покрову», и засидевшиеся «в девках» в этот день обязательно ходят в церковь молиться о ниспослании им хороших женихов. На Ненилу и Параскеву (28 октября), например, полагаются особые мольбы на хороших женихов: «Матушка Прасковея, пошли женишка поскорее». Для подобной же цели другой святой заступницей и покровительницей считается великомученица Екатерина, к которой с мольбою о добрых невестах обращаются в юго- западной Руси и парни, а на западе - св. апостол Андрей, к которому обращаются девушки.
Тяжелые весенние и летние работы, обычно заканчивающиеся к Покрову, невольно наталкивают на мысль отыскать себе на будущее время помощницу, да притом даровую. Девичьи хороводы, заводимые от Оспожинок и продолжаемые нередко до Покрова, служат к сближению молодых людей, а, кроме того, на посиделках и супрядках, так как в это время обычно начинаются работы в избах при огне, можно поближе присмотреться, которая из девушек чище и ретивее работает. Указано время, и есть место, где можно сойтись и когда следует сговориться свободным и пришедшим в возраст парам. К домоседливым женихам спешат присоседиться вернувшиеся на побывку домой с дальних отхожих промыслов с кое-каким достатком, без которого не обойтись свадьбе: надобно и для невесты, и для родных ее закупить подарков, да не таких, которые можно найти у себя в деревне, а городских привозных. Замечается, что в этот срок и женихи охотливее и податливее, и самое девичье настроение заметно живее и увереннее в надежде расплести косу и покрыть голову бабьим повойником.
А не покрыл Покров, не покроет и Рождество снегом - землю и бабьим платком - девушку: не помогли, значит, тихие супрядки шепотком и на ухо. Весь день праздника девушки проводят в своем кругу, устраивают складчину и задают веселый пир в простодушной и наивной уверенности, что «Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Если в компанию к ним случайно попадет парень, то по его движениям, по разговорам стараются разгадать свою судьбу.
Более существенное и важное значение издавна имеет этот Богородичный праздник в экономической жизни народа по отношению к срокам найма рабочих. Эти сроки выражаются в поговорках: «от Покрова до Евдокей»; «от Покрова до Крещенья»; «подожди до Покрова - весь долг выплачу», и т.п. В земледельческой, хлебородной полосе России «срочники», или, как они сами говорят, «строшники», живут по найму обычно с Ильина дня до Покрова.
Совершенно обратное явление мы видим в фабричных местностях, где к Покрову все ткачи и шпульники уже налицо до св. Пасхи, когда все опять уходят к родной земле на свои весенние и летние работы. Здесь в малохлебных местностях обыкновенно около этого времени начинают закупать из чужих рук хлеб, за неимением своего, так как не редкость услышать, что иной хозяин «только перегнал хлеб из поля в поле», т.е., снявши рожь, всю ее опять и засеял под озимь. Об эту пору спешат закончить все торговые сделки и платежи. По поводу же окончания к Покрову полевых работ и тяжелой летней страды малороссы сложили следующую шуточную поговорку о своих женах-помощницах: «Як прийшла косовиця, той жинка кородытся; як прыйшла жнива, жинка як нежива; а як прыйшла Покрова, той и жинка здорова». На Покров спешат оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сулимых наступившими уже сырыми и холодными днями, починить заплатами, подомшить избу или, как говорят, «ухитить» ее, «захватить тепла до Покрова» по той причине, что, если «не ухитить до Покрова - не будет такова», и придется тогда просить: «батюшка Покров, натопи нашу хату без дров», т.е. чтобы он послал бы и теплую погоду, и время осмотреться и сладиться с долотом и топором.
С Покрова волей-неволей приходится начинать зимние работы, служащие подспорьем земледелию и производимые в хатах и возле них, здесь пойдет теперь неустанная работа с пряжей, с тканьем и шитьем всякого рода, с изготовлением всего, что необходимо в домашнем быту или что можно сбыть более или менее выгодно на зимних базарах. Словом, приходит пора зазимовать, почему и весь период времени около Покрова носит название «зазимок» как начала подспорных земледелию ремесел и промыслов. Не первая пороша - пушистый снежок с легким заморозцем называется этим именем - это вернее - "подзимок" и не первые морозы до устоя зимы, а именно эти самые разнообразные работы, сказывающиеся и видные и в домашнем быту, и на сельских базарах.
Старики в Покров замечают погоду: «нехорошо, - сказывают, - если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студеная»; «если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».