Четверг, марта 28, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

 

Покров (Зазимки)«Придет Покров, девке голову покроет», говорят старики, а де­вушки, в свою очередь, втайне молятся: «Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня молоду», или: «Покров, Пресвятая Богоро­дица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, зо­лотым подзатыльником», а хохлушки на теплом юге, не отста­вая от дедовских обычаев, тихонько поют: «Свята Покривочка, покрий мини головоньку, хоч ганчиркою (тряпкою) аби не зоставалась дивкою!»

В деревенской жизни самим народом, по завещанию древних предков, установлены так называемые «свадебные недели», кото­рые тянутся от Крещенья до масленицы, на Красной горке, осо­бенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого Больего лета, или Семенова дня (1 сентября), до «Филипповок», т.е. Филиппова заговенья (14 ноября), как начала рождественского поста, называ­емого «холодным». 

Таким образом последние в году свадьбы при­урочены к «Покрову», и засидевшиеся «в девках» в этот день обя­зательно ходят в церковь молиться о ниспослании им хороших же­нихов. На Ненилу и Параскеву (28 октября), например, полагают­ся особые мольбы на хороших женихов: «Матушка Прасковея, по­шли женишка поскорее». Для подобной же цели другой святой за­ступницей и покровительницей считается великомученица Екате­рина, к которой с мольбою о добрых невестах обращаются в юго- западной Руси и парни, а на западе - св. апостол Андрей, к кото­рому обращаются девушки.

Тяжелые весенние и летние работы, обычно заканчивающиеся к Покрову, невольно наталкивают на мысль отыскать себе на бу­дущее время помощницу, да притом даровую. Девичьи хороводы, заводимые от Оспожинок и продолжаемые нередко до Покрова, служат к сближению молодых людей, а, кроме того, на посиделках и супрядках, так как в это время обычно начинаются работы в из­бах при огне, можно поближе присмотреться, которая из девушек чище и ретивее работает. Указано время, и есть место, где можно сойтись и когда следует сговориться свободным и пришедшим в возраст парам. К домоседливым женихам спешат присоседиться вернувшиеся на побывку домой с дальних отхожих промыслов с кое-каким достатком, без которого не обойтись свадьбе: надобно и для невесты, и для родных ее закупить подарков, да не таких, ко­торые можно найти у себя в деревне, а городских привозных. За­мечается, что в этот срок и женихи охотливее и податливее, и самое девичье настроение заметно живее и увереннее в надежде расплести косу и покрыть голову  бабьим повойником.

А не покрыл Покров, не покроет и Рождество снегом - землю и бабьим плат­ком - девушку: не помогли, значит, тихие супрядки шепотком и на ухо. Весь день праздника девушки проводят в своем кругу, уст­раивают складчину и задают веселый пир в простодушной и наив­ной уверенности, что «Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Если в компанию к ним случайно попадет парень, то по его движениям, по разговорам стараются разгадать свою судьбу.

Более существенное и важное значение издавна имеет этот Бо­городичный праздник в экономической жизни народа по отноше­нию к срокам найма рабочих. Эти сроки выражаются в поговор­ках: «от Покрова до Евдокей»; «от Покрова до Крещенья»; «подо­жди до Покрова - весь долг выплачу», и т.п. В земледельческой, хлебородной полосе России «срочники», или, как они сами гово­рят, «строшники», живут по найму обычно с Ильина дня до По­крова.

Совершенно обратное явление мы видим в фабричных мест­ностях, где к Покрову все ткачи и шпульники уже налицо до св. Пасхи, когда все опять уходят к родной земле на свои весенние и летние работы. Здесь в малохлебных местностях обыкновенно око­ло этого времени начинают закупать из чужих рук хлеб, за неи­мением своего, так как не редкость услышать, что иной хозяин «только перегнал хлеб из поля в поле», т.е., снявши рожь, всю ее опять и засеял под озимь. Об эту пору спешат закончить все тор­говые сделки и платежи. По поводу же окончания к Покрову поле­вых работ и тяжелой летней страды малороссы сложили следую­щую шуточную поговорку о своих женах-помощницах: «Як прийшла косовиця, той жинка кородытся; як прыйшла жнива, жинка як нежива; а як прыйшла Покрова, той и жинка здорова». На По­кров спешат оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сули­мых наступившими уже сырыми и холодными днями, починить за­платами, подомшить избу или, как говорят, «ухитить» ее, «захва­тить тепла до Покрова» по той причине, что, если «не ухитить до Покрова - не будет такова», и придется тогда просить: «батюшка Покров, натопи нашу хату без дров», т.е. чтобы он послал бы и теплую погоду, и время осмотреться и сладиться с долотом и топором.

С Покрова волей-неволей приходится начинать зимние работы, служащие подспорьем земледелию и производимые в хатах и возле них, здесь пойдет теперь неустанная работа с пряжей, с тканьем и шитьем всякого рода, с изготовлением всего, что необходимо в домашнем быту или что можно сбыть более или менее выгодно на зимних базарах. Словом, приходит пора зазимовать, почему и весь период времени около Покрова носит название «зазимок» как на­чала подспорных земледелию ремесел и промыслов. Не первая пороша - пушистый снежок с легким заморозцем называется этим именем - это вернее - "подзимок" и не первые морозы до устоя зимы, а именно эти самые разнообразные работы, сказывающиеся и видные и в домашнем быту, и на сельских базарах.

Старики в Покров замечают погоду: «нехорошо, - сказыва­ют, - если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ран­няя и студеная»; «если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether