Четверг, марта 28, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Весеннее божество древ­них славян.

Семантика праздника свя­зана с тем, что Юрьев день был днем первого выгона скота в поле. Аналогичные праздники существуют у самых различ­ных народов Европы. В Италии отмечают примаверу — день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на зем­лю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.

Современный человек ассо­циирует имя Леля со сказкой А.Н.Островского «Снегуроч­ка» , где Лель представлен в об­разе прекрасного юноши, игра­ющего на свирели.

В народных песнях Лель яв­ляется персонажем женского рода, а основными участника­ми, посвященного ему праздни­ка, были девушки.

Праздник «лельник» обыч­но праздновался 21 апреля, на­кануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», по­скольку местом действия ста­новился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там ус­танавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели).

Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны стояли кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. Вокруг скамьи девуш­ки раскладывали сплетенные ими венки.

Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядо­вые песни, в которых славили божество как кормилицу и по­дательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидев­шая на скамейке девушка на­девала на своих подруг венки.

Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также во­дили хороводы и пели песню:

Лель гори, жито роди,

Весело нам Лель пришел,

И к нам весну привел.

 

 

Показательно, что в обрядах, посвященных Лелю, всегда от­сутствовал мотив похорон,при­сутствующий в других летних праздниках, например, в Ру­сальной неделе и дне Ивана Ку­палы.

Иногда в празднике, посвя­щенном Лелю, участвовали две Девушки, олицетворявшие Ле­ля и Ладу. Вероятно, в данном обряде сохранилось древней­шее представление о том, что богиня плодородия в большинстве мифов как бы разделена на двух персонажей. Отголоски этого мифа сохранились в древ­негреческом сказании о Деметре и ее дочери Персефоне.

Двойное изображение встре­чается на знаменитом збручском идоле. Исследователи ус­тановили, что на нем изображе­ны главнейшие боги славян, среди них и Лада вместе со сво­ей дочерью или помощницей.

Однако со временем истин­ное значение праздника посте­пенно забылось, и он превра­тился в обычный летний праз­дник, во время которого девуш­ки отмечали начало весны.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether