Семейное божество, широко распространененное в славянском фольклоре. Важнейшая богиня славянского пантеона.
Исследователи считают, что Лада является одной из двух богинь рожаниц (см. Род). Корни их происхождения скрыты в глубокой древности. Аналогичные божества находятся в пантеонах практически всех индоевропейских народов.
До наших дней во многих местностях сохранился ритуал девичьего праздника - ляльника. Во время него девушки славили великое божество и просили у Лады доброго мужа и счастливой жизни в браке.
К ней обращались также после заключения брака с просьбой о личном благополучии и покровительстве. Об этом свидетельствует постоянный эпитет богини — «охранительница». Имя Лады всегда сопровождалось почтительными эпитетами: Дива-Лада, Мати-Лада.
Особый статус Лады обусловил множественность посвященных ей праздников. Они отмечались шесть раз в году, с начала марта до конца июня. Связанные с Ладой обряды обычно приурочивали к весенненему циклу праздников. В частности, именно у Лады испрашивали разрешения закликать весну:
Благослови, мати
Ой, мати Лада, мати,
Весну закликати.
Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ.
Остальные обряды были связаны с весенне- летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых колосьев:
Молимся, Лада,
Молимся вышнему Богу,
Ой, Лада, ой,
Да подует Лада,
Да подует тихий ветер,
Да ударит Лада,
Да ударит урожайный дождь!
Во время праздника Красной горки девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Он проводился на холме (красной горке). Все играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая же о том, что «мы просо вытопчем, вытопчем». Вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолота хлеба.
Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Со временем игры и заклички, посвященные Ладе, перешли в детский фольклор и утратили четкую соотнесенность с ритуалом.
Цикл прославления богини замыкался после начала колошения хлебов (в июне), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник летнего солнцестояния. После купальских празднеств обращения к Ладе прекращаются.
Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Часто бывало так, что именно в середине лета принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.
В романе М.Горького «Дело Артамоновых» мы находим полное воспроизведение сохранившегося еще в конце прошлого века обряда поклонения Ладе.