Пятница, марта 29, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Семейное божество, широко распространененное в славян­ском фольклоре. Важнейшая богиня славянского пантеона.

Исследователи считают, что Лада является одной из двух богинь рожаниц (см. Род). Кор­ни их происхождения скрыты в глубокой древности. Аналогич­ные божества находятся в пан­теонах практически всех индо­европейских народов.

До наших дней во многих местностях сохранился ритуал девичьего праздника - ляльника. Во время него девушки славили великое божество и просили у Лады доброго мужа и счастливой жизни в браке.

К ней обращались также после заключения брака с просьбой о личном благополучии и покровительстве. Об этом свидетельствует постоянный эпитет богини — «охранительница». Имя Лады всегда сопровождалось почтительными эпитетами: Дива-Лада, Мати-Лада.

Особый статус Лады обусловил множественность посвященных ей праздников. Они отмечались шесть раз в году, с начала марта до конца июня. Связанные с Ладой обряды обычно приурочивали к весенненему циклу праздников. В частности, именно у Лады испрашивали разрешения закликать весну:

Благослови, мати

Ой, мати Лада, мати,

Весну закликати.

Затем к богине обра­щались перед началом летних полевых работ.

Остальные обряды были связаны с весенне- летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых колось­ев:

Молимся, Лада,

Молимся вышнему Богу,

Ой, Лада, ой,

Да подует Лада,

Да подует тихий ветер,

Да ударит Лада,

Да ударит урожайный дождь!

Во время праздника Красной горки девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Он прово­дился на холме (красной горке). Все играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая же о том, что «мы просо вытопчем, вытопчем». Вытаптывание обозначало за­вершение всего цикла — обмо­лота хлеба.

Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Со временем игры и заклички, посвященные Ладе, пе­решли в детский фольклор и утратили четкую соотнесен­ность с ритуалом.

Цикл прославления богини замыкался после начала коло­шения хлебов (в июне), поэтому последним праздником, связан­ным с Ладой, был праздник лет­него солнцестояния. После ку­пальских празднеств обраще­ния к Ладе прекращаются.

Исследователи также уста­новили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополу­чия будущего брака. Часто бы­вало так, что именно в середи­не лета принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значи­тельно позже, после окончания полевых работ.

В романе М.Горького «Дело Артамоновых» мы находим пол­ное воспроизведение сохранив­шегося еще в конце прошлого века обряда поклонения Ладе.


Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether