Четверг, марта 28, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Домашний дух, живущий по соседству с человеком.

Обычно различались два ви­да домовых. Одним был домо­жил, обитавший в углу за пе­чью, вторым считался дворо­вой, живший вне избы.

Доможил всегда был помощ­ником хозяина, у него была се­мья: жена-домовичиха, или домаха, и дети. В некоторых рас­сказах женой домового называ­лась кикимора.

Доможил пользовался боль­шим уважением, по праздни­кам ему выставлялось угоще­ние, сам хозяин дома пригла­шал его разделить трапезу, по­чтительно называя «кормиль­цем», «хозяином» и «дедуш­кой». В последнем обращении сохранилось древнейшее пове­рье, согласно которому домо­вым становился умерший пре­док семьи. Отождествляя окру­жающий его мир, человек хотел видеть в нем подобие самого себя.

При археологических рас­копках ученые неоднократно находили небольшие фигурки или схематичные рисунки на бересте, изображавшие домо­вых. Во всех находках можно раз­личить человеческие черты.

В большинстве быличек и сказок домовой имеет челове­ческий облик. Обычно домово­го представляли в образе ста­ричка небольшого роста с сереб­ристо-белой бородой, большими руками и босыми ногами. Такой образ встречается у большин­ства европейских народов.

В редких случаях домовой сравнивается с женщиной и с деревом: «Вылезает престрашенная женщина, ростом что столетняя береза, голова — раз­метанная копна сена, клок — направо, клок — налево, отту­да торчит колтун, словно пере­кати поле, да чертополохом свились длинные космы, а глаза го­рящие так и пялит».

Обычно домовой обитал в доме или в хозяйственных по­стройках, в темных уголках или подпечье. Иногда домовой жил в конюшне, поскольку ло­шади являлись его любимыми животными. Добрый домовой заботливо ухаживал за ними, расчесывал гривы, подклады- вал лучший ко.рм. Обиженный же на хозяина домовой морил лошадей голодом, пугал их или даже насылал на них ка­кую-нибудь болезнь.

Только что купленную ло­шадь хозяин не просто ставил в конюшню, а обязательно «пред­ставлял» домовому, умоляя его заботиться о ней так же хорошо, как и о других животных. Иног­да лошадь не нравилась домово­му. Тогда он старался ее вы­жить — не давал корма, пугал, насылал болезнь. Перед покуп­кой лошади рачительный хозя­ин заходил в конюшню и высп­рашивал у домового, какой ма­сти лошадь купить.

Кроме лошадей домовой ис­пытывал особую привязанность к петуху, считавшемуся «хозя­ином в дому». Чтобы выгнать из дома злого домового, часто ис­пользовали петуха, обметая его крылом все углы избы и двора.

До наших дней сохранился обычай первым впускать в но­вый дом петуха или кошку. Считалось, что первый, кто вхо­дил в новый дом, подвергается большой опасности и должен быть вооружен против нее.

Во время строительства но­вого дома после укладки перво­го ряда бревен совершался осо­бый обряд привода домового. Ему выставляли угощение в ви­де блюдца с молоком и в течение всей ночи категорически запре­щалось приближаться к месту строительства. В противном случае будущий дом мог остать­ся без домового и, следователь­но, лишиться защитника от вторжения нечистой силы.

Переезжая на новое место, домового специально пригла­шали, а иногда и перевозили вместе со всем скарбом. Хозя­ин специально приходил в ко­нюшню с угощением и угова­ривал домового не оставлять без защиты семью и скот. В раз­ных местностях записаны рас­сказы о том, как покинутый или забытый домовой стонет и плачет в пустом доме. Иногда он начинал пакостить тем, кто осмеливался поселиться в та­ком месте. Во время новоселья домовому также преподносили специальные съестные дары.

В отличие от доможила дво­ровой, напротив, считался от­рицательным духом и по функ­циям сближался с овинником или банником.

Связанные с дворовым обы­чаи носили подчеркнуто охра­нительный характер: запреща­лось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на двор не разрешалось пускать посто­ронних животных, поскольку доможил мог принять их облик.

Любимым животным дворо­вого являлись кошка или кот. Отожествление дворового и кошки видно из следующей за­гадки: «Как у нас-то дворовой ходит с черной головой, носит шубку бархатну, у него-то гла­за огненные, нос курнос, усы торчком, утки чутки, ножки прытки, кохти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказ­ки говорит, ночью бродит, на охоту ходит». Иногда вместо кошки дворовой предстает в сложном образе чудовища: «Немного кошки побольше, да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у че­ловека, нос горбатый, прегорбатый, глаза большущие, крас­ные, как огонь, а над ними бро­ви черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шерохо­ватый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие».


Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether