Дух воды, входивший в число главных представителей славянской демонологии, олицетворявший могущество враждебной человеку водной стихии. В образе водяного слились древнейшие представления различных культов: языческие и христианские черты дополнили друг друга и сложились в образ таинственного речного духа. Обычно водяного окружают женские духи: водяницы и русалки.
Чаще всего водяного представляли в образе мужчины высокого роста или безобразного старика, опутанного тиной, с длинной седой или зеленой бородой. Нередко водяного наделяли чертами других злых духов, чаще всего черта. Отсюда и происходят многочисленные описания водяного как сущест ва с рогами или лапами с длинными когтями. Как и другие представители нечистой силы, водяной обладал способностью превращаться в рыбу, лошадь, свинью, корову или собаку.
Согласно поверьям, водяной жил в самых глубоких местах: речных омутах, мельничных запрудах. Полагали, что под толщей воды, в темной глубине находится усадьба водяного. Она напоминает богатый крестьянский дом. Правда, живущие там домашние животные могут быть только черного цвета. Подобное косвенное указание на принадлежность к нечистой силе проявляется и в обычае приносить водяному в жертву только черных животных: козла или петуха.
Поскольку водяной олицетворял враждебную человеку стихию, его старались умилостивить всевозможными способами. Особенно тесно с водяным были связаны мельники. Они ежегодно преподносили водяному черную свинью. При строительстве плотины в дно реки закапывали лошадиный череп, который должен был уберечь мельницу от проказ водяного.
Рыбаки также старались всячески ублажить «водного дедушку». Поэтому часть первого улова кидали обратно в воду, приговаривая: «Возьми, дедушка, подарок!»
Поскольку водяной слыл заядлым курильщиком, ему часто дарили щепотку табака, которую кидали в водоворот или под мельничное колесо. Известны многочисленные рассказы, в которых говорится о том, как по вечерам водяной сидел на берегу мельничного пруда с трубкой в зубах.
Любопытно, что водяного рассматривали и как покровителя пчел. В подобном представлении, вероятно, отразилась зависимость пчеловодства от погодных условий и прежде всего от сырости и дождя. Известно, что длительные дожди мешали пчелам собирать мед и могли привести к гибели ульев. Чтобы водяной позаботился о пчелах, следовало подарить ему свежего меда, еще не вынутого из сот.
Образ водяного часто использовался писателями (в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или утопленница», в несколько шаржированном виде он встречается в некоторых современных произведениях, в частности, в сказке О.Пройслера «Маленький водяной»).