Среда, апреля 24, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

В народных представлениях одна из основных стихий ми­розданья. С глубокой древнос­ти человек осознавал огромное значение воды. Она была ис­точником жизни и одновремен­но обладала огромной разру­шительной силой. Поэтому в от­ношении к воде всегда соеди­нялись два чувства — страх и благодарность.

В подавляющем большин­стве народных обычаев вода су­ществует как добрый образ. По­этому ее и наделяли ласкатель­ными характеристиками — ми­лая, чистая, матушка, а также такими определениями: вода — Богова сестрица, вода — ца­рица.

Со временем сформировался двойственный взгляд на воду. С одной стороны, в воде видели средство очищения и одновре­менно искали в ней источник силы. В частности, в русских сказках вода могла быть как живой, так и мертвой.

С другой стороны, воду рас­сматривали как своеобразную границу между миром людей и «тем светом». Именно через воду в большинстве мифологи­ческих систем проходил путь в загробное царство, где обитали души умерших и разнообразная нечистая сила. Например, изве­стен обычай похорон посред­ством отправления усопшего в лодке, в которую клали пред­назначавшиеся для него предметы и пищу.

Из глубокой древности про­исходит также представление о том, что после смерти душа че­ловека погружается в воду. До наших дней сохранился обычай после смерти человека выливать всю воду, имеющуюся в доме.

Многофункциональное обра­щение с водой было обусловле­но древностью связанных с нею обрядов, со временем в них со­единились представления древ­них славян, одушевлявших ее, а также более поздние христи­анские верования.

Древние славяне обожеств­ляли источники, считая, что они являются местами, где из земли выходит ее сила. Поэто­му вода из источника счита­лась целебной и использова­лась как оберег от враждебных человеку сил. Отсюда же про­исходит и обычай обливаться водой перед каким-либо труд­ным делом или перед свадьбой. Сохранилось старинное благопожелание: «Будь здоров, как вода».

Страх человека перед разбу­шевавшейся стихией отразил­ся в поверьях о том, что в воде обитают водяные, русалки и черти. Распространены и сле­дующие поговорки: «Где вода, там и беда», «Черт огня боит­ся, а в воде селится». Чтобы в воду, предназначенную для еды и питья, не забрались черти, ее следовало накрыть.

Набирая воду из ручья или собираясь искупаться, следо­вало соблюсти определенные действия: бросить в воду ку­сочки хлеба или оставить на берегу пищу, а также обра­титься к воде с почтительным приветствием. Входя в воду, к черту обращались непосредственно, приговаривая: «Черт из воды, а я в воду». Выходя из воды, говорили: «Я из воды, а черт в воду».

После распространения хри­стианства почитание воды со­хранилось, органично войдя в христианский культ, в составе которого уже существовал об­ряд крещения. Очистительная функция воды видна, в частно­сти, в обряде Водосвятия. Взя­тая в этот день из проруби вода считалась целебной, ее храни­ли в доме в течение всего года. В некоторых местах Водосвя­тие совершалось и в другие праздники: накануне Пасхи, в день Ивана Купалы.

Считалось также, что вода, взятая из источников на Рож­дество, в Сретенье и в Страст­ной четверг, обладала чудодей­ственными и даже магически­ми свойствами. Такой водой умывались, поили больных и скот, использовали для маги­ческих действий.

Чтобы избавить скот от бо­лезней или от козней дворово­го, по углам хлева брызгали святой водой. Вместо нее мож­но было взять воду, которую сам домовой наделил магичес­кой силой. Чтобы получить ее, следовало опустить в горшок с водой несколько угольков, взя­тых из-под печки, где обычно обитал домовой. Этой водой по­лагалось обрызгать углы хо­зяйственных построек, а также ульи и вход в баню.

Воду использовали и как обе­рег. Известно предание, в кото­ром святой Петр брызгает водой себе за спину, и сколько капель упадет, столько чертей погиб­нет. Следы подобных ритуалов сохранились в обрядах обмыва­ния новорожденных, а также умерших. Чтобы защититься от злых козней мертвецов, после выноса тела следовало вымыть пол и мебель в доме.

Чтобы обеспечить благопо­лучное возвращение, вслед ухо­дящему из дома брызгали свя­той водой. Широко использо­вали воду и для гаданий. Что­бы увидеть будущее, полага­лось смотреть в сосуд с водой или на поверхность реки. Если вода оставалась прозрачной, то Предсказание считалось благоприятным. В противном слу­чае говорили о близкой болез­ни или даже смерти. Данный ритуал отразился в поговорке: «Как в воду глядел».

Чтобы определить характер будущего мужа, в воду броса­ли камень. Если при падении раздавался всплеск, считали, что муж будет сварливым. Если же камень падал тихо, то и характер будущего супруга должен быть тихим.

Существовал также обычай «кормления воды»: бросая в нее специально выпеченное пе­ченье, просили помочь в пред­стоящих делах или способствовала близкой свадьбе.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether