Пятница, марта 29, 2024

лучший хостинг

 
 
 
Text Size

Реклама от Google

Основной персонаж демоно­логии восточных и западных славян. В образе ведьмы со­единились черты фольклорно­го персонажа и свойства неко­торых демонологических су­ществ.

Согласно народным пред­ставлениям, ведьмой станови­лась обычная женщина, в кото­рую вселялся злой дух. Такими же являлись дьявол, черт, бес, даже ее умерший супруг. Ведь­мой можно было стать с целью обогащения, заключив соответ­ствующий договор с нечистой силой.

«Свойства» ведьмы перехо­дили по наследству от матери к дочери или от бабушки к внуч­ке. Считалось, что ведьма не могла умереть, пока не передаст своей колдовской силы. Ведь­мой могли считать и просто оди­нокую женщину, отличавшую­ся от окружающих своим пове­дением или просто не общав­шуюся с соседями.

Описание внешности ведьмы в славянском фольклоре не от­личается от европейских ана­логов. Она выглядела как обыч­ная женщина, лишь иногда у нее могли быть хвост и рожки. Ведьма обладала тяжелым, не­приветливым взглядом, ее гла­за были едва видны из-под опух­ших покрасневших век. Счита­лось, что ведьма никогда не смотрит в глаза из-за того, что в ее зрачках можно увидеть пере­вернутое отражение человека.

Обычно ведьму представля­ли как безобразную старуху с крючковатым носом, костлявы­ми руками, иногда хромую или горбатую. Но она могла принять вид красивой женщины или де­вушки, для того чтобы легче завлекать людей в свои сети. Именно такую ведьму изобра­зил Н.В.Гоголь в образах Солохи и Панночки («Ночь перед Рождеством» и «Вий»).

Ведьма обычно занималась наведением порчи на людей, до­машних животных, растения, а также ворожбой. В результате ее действий люди начинали ссориться, болеть и даже могли по­гибнуть. На Украине и Карпатах ведьмам также припи­сывали способность вызывать дождь, насылать ураган, град, пожары, бури и засухи. Ведьма могла причинять вред посевам, ломая или связывая колосья в поле. Считалось, что собирая колоски, ведьма забирала и бу­дущий урожай с поля. Демонологи полагали, что душа ведь­мы по ночам покидала тело, чтобы вредить людям.

Ведьма могла также портить скот и отбирать молоко у коров, сало у свиней, яйца у кур, пря­жу у женщин. Для этого она, например, собирала на пастби­щах росу и поила ею свою коро­ву. Известны многочисленные былички, герои которых повто­ряли у себя дома колдовские действия ведьмы, а потом, на­оборот, не могли избавиться от обилия молока у коровы. Нако­нец, ведьма могла околдовать человека, превратить его в коня и заездить до смерти.

Восточные славяне верили, что ведьмы проявляют себя, прежде всего, во время праздни­ков — на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасху и Троицу. Считалось, что ведьмы особенно опасны в периоды пол­нолуния, грозовые ночи.

Западные славяне также по­лагали наиболее опасными дни святого Яна, Люции, Петра и Павла, праздник тела Божье­го, Вальпургиеву ночь. В такие дни ведьмы могли нападать на людей, превратившись в жабу, собаку, свинью или кошку.

Для защиты от ведьмы обычно применяли обереги. Чтобы ведьма не могла про­никнуть на двор, на воротах следовало укрепить свечу, ос­вященную в церкви на Срете­ние. Оберегом могли стать вот­кнутая вверх прутьями метла на длинной палке, зубья боро­ны или вил, а также печной ух­ват. Защищая дом, на порог клали нож, топор, косу или дру­гие режушие предметы (сказ­ка «Финист — ясный сокол»).

От ведьм уберегали и маги­ческие действия — осыпание дома или двора маком, обведе­ние кругов, очерчивание мелом стен, нанесение крестов на во­рота, окна и двери. Помогали и травы, например, полынь, чес­нок, которые отпугивали нечи­стую силу.

Значительная часть поверий о ведьмах связана со способами их распознавания. Чтобы рас­познать ведьму, следовало осу­ществить специальные риту­альные или обрядовые дейст­вия. Считалось, в частности, что, увидев купальские огни, ведьма начинает мучиться: корчиться в судорогах, страдать головной болью. Чтобы прекра­тить неприятные ощущения, она вынуждена выйти к костру. В этот момент следовало обезв­редить ведьму, вылив на нее вскипяченную на купальском костре воду с брошенными туда иглами. Чтобы заставить ведь­му подойти к костру, нужно было вылить в огонь молоко ко­ровы, на которую она навела порчу.

Чтобы расправиться с ведь­мами, их старались подкарау­лить в тех местах, где они мог­ли причинить вред, например, у хлева или конюшни. Обнару­жив там жабу или лягушку, следовало отрубить ей лапу или выколоть глаз. Затем оказыва­лось, что одна из женщин начи­нала ходить с перевязанной ру­кой или глазом. Иногда пойман­ное в хлеву животное просто убивали и затем бросали в воду. Можно было также ударить ведьму осиновым колом или палкой.

В многочисленных быличках рассказывается о полетах ведьм на шабаш. Накануне Вальпур­гиевой ночи (на 1 мая) ведьма мазалась жиром крота и выле­тала через трубу, произнося зак­линание: «Вылетаю, вылетаю, ни за что не задеваю».

Чтобы добраться до места, ведьма могла летать на лопате, метле, кочерге, косе, вилах, ступе, палке, лошадином чере­пе, на сороке и на животных (коне или кабане). Местами шабаша ведьм были «лысые»

горы (на которых не было леса или росли отдельные деревья), но ими могли стать перекрест­ки дорог, большие камни. Со­бравшись, ведьмы пировали, поклонялись дьяволу в образе козла, затевали свои козни.

Считалось, что ведьма могла вредить и после смерти. Поэто­му ее следовало хоронить лицом вниз или забивать в гроб осино­вый кол.

Добавить комментарий

При добавлении комментариев запрещены нецензурные высказывания как в адрес пользователей, так и в адрес администрации данного сайта.


Защитный код
Обновить

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ru сОДЕЛУ.нЕФТЙЛБ сОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС
Сайт не несёт никакой ответственности за размещаемые материалы. Копирование материалов разрешено только с активной ссылкой на Gametogether