Дух, обитающий в бане, чаще всего на полке или в подпечье.
Банника представляли как небольшого голого старика, покрытого грязью или листьями от веников. Он мог также превращаться в собаку или кошку. Иногда банника видели в женском облике — тогда он высту пал под именем обдерихи или шишиги. Внешне она выглядела как маленькая женщина и была так же опасна для человека, поэтому не рекомендовалось приходить в баню без соответствующего подношения.
Поскольку баня всегда считалась местом обитания злых духов, банника обычно воспринимали как враждебного человеку персонажа. Чтобы уберечься от банника, ему приносили в жертву черную курицу, а после мытья в бане оставляли метлу, кусок мыла и немного теплой воды.
Во время банного дня все люди обычно делились на три очереди и мылись в «три пара», «четвертый пар» предназначался для банника. Перед началом мытья банника предупреждали словами: «Крещеный на полок, некрещеный — с полка».
Считалось, что банник моется вместе с другими домашними духами — домовым, дворовым, кикиморой. Поэтому после «третьего пара» людям следовало покинуть баню. Кроме того, нельзя было мыться после полуночи, категорически также запрещалось ночевать в бане. Данные поверья имеют четкую практическую основу, поскольку в закрытой бане постепенно накапливается угарный газ, и человек может задохнуться.
Особенно сильно банник мог навредить ребенку. Существовало поверье, что оставленного в бане ребенка банник заменяет своим детенышем. Подменыш всегда уродлив и сильно кричит. В отличие от остальных детей он не рос и не начинал ходить. Обычно через несколько лет подменыши умирали, превращаясь в головешку или веник.
Баня считалась также одним из мест святочных гаданий. В это время в полночь девушки подходили к двери бани или к челу каменки. Засунув туда руку или обнаженную заднюю часть тела, девушки ждали ответа банника. Если он касался их мохнатой рукой, предполагалось, что жених будет добрым и богатым, а если голой — бедным и злым.
При строительстве новой бани или при переезде на новое место банника, как и домового, приглашали с собой. Обычно это делал хозяин дома, а его обитатели приносили в баню угощение и задушенного черного петуха или курицу. Потом курицу переносили в новую баню, где закапывали под порогом. Считалось, что после совершенных обрядов домовой обживал новое место.