Вторник, Май 22, 2018

 

Первые попытки самостоятельного передвижения в виде пол­зания на животе отмечаются у детей первого года жизни. На­учившись вставать на колени, малыши пытаются ползать на чет­вереньках, опираясь на ладони и колени или стопы, и довольно скоро уверенно выполняют это движение. При наличии соответ­ствующих условий и систематического стимулирования дети к концу первого года жизни влезают на лесенку горки на четве­реньках и слезают с нее.

Детям второго года жизни становятся доступными влезание в ящик высотой 10-15 см и вылезание из него; влезание на диван или скамейку высотой 40 см и слезание; переползание че­рез бревно с перекидыванием ног из положения сидя на бревне или опираясь руками о бревно; перелезание через бревно из по­ложения стоя, опираясь руками и перекидывая ноги, подползание на четвереньках под палку или веревку, приподнятую на высоту 30-40 см от пола,

Ползание полезно всем дошкольникам и должно использо­ваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших. Ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузки позвоночника, который оказыва­ется в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже не­сколько снижена для ног, испытывающих при других движени­ях (ходьбе, беге, прыжках) большое напряжение. При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей пра­вильной осанки.

За дошкольный период навыки ползания постепенно совер­шенствуются. Сначала малыши свободно ползают по полу, тра­ве, в любом направлении, затем по ограниченному простран­ству, например между шнуров, палок, по узкой дорожке, учатся ползать в направлении, указанном взрослым, к игрушке - миш­ке, мячу. Дальнейшим усложнением является проползание на четвереньках по хорошо отполированной доске, положенной горизонтально или наклонно, по скамейке, бревну. В последнем упражнений оно сочетается с умением сохранять равновесие и является хорошей тренировкой этого качества.

В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони. У многих детей полу­чается ползание на животе. Несколько позже дети овладевают ползанием на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. Сложность препятствия постепен­но увеличивается - нужно подлезть под низко подвешенный шнур, переползти через несколько скамеек.

В старших группах ползание чаще всего включается в комп­лекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями - ходьбой, прыжками, бегом. Ползание на четве­реньках часто сочетается с подползанием под шнур, ветку. Вна­чале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Ребенок, не умея рассчитать высоту препятствия, подползает так же, как ползает, т. е. не прогибает спину, и поэтому часто задевает шнур, разгибается, слишком рано. Воспитатель учитывая полу­ченные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимули­рует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться по­ниже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь при­ставными шагами: передвинуть под шнуром правую ногу и ру­ку, прогнуться, перенести голову и после этого приставить ле­вую ногу и левую руку, оказавшись таким образом по другую сторону шнура.

Через более высокие препятствия (бревно, дерево, скамей­ку), ребенку приходится перелезать. Это движение также вы­полняется разными способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и правую ногу, и затем присоединить к ним левую руку и левую ногу.При перерезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.

Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти бёз показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх.

Ползание чаще проводится фронтальным или поточным спо­собом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент со­ревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают сво­их движений и могут повредить коленную чашечку.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, располо­женные горизонтально, наклонно или вертикально. Расположе­ние пособия требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется толь­ко на перекладины. Лазанье по канату в детском саду встреча­ется редко, хотя наблюдения показывают, что непродолжитель­ное подтягивание и висы положительно влияют на мышцы спи­ны, живота, ног, помогают формированию правильной осанки у дошкольников. Малышам удобнее лазать по лесенке-стремянке, находясь в наклонном положении, при котором меньше мышеч­ные усилия, легче удается сохранять равновесие при переносе рук, возможен зрительный контроль за движением.

На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для подни­мания веса собственного тела. При слезании мышечное напря­жение меньше, но требуются большая смелость, решительность, определенные пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен почувствовать, нащупать опору. На начальных этапах освоения дети лазают приставным шагом. Они берутся последовательно обеими руками, за одну перекладину, встают на перекладину одной ногой и подтягивают к ней другую. Таким образом на одной перекладине одновременно оказываются обе руки, на другой - обе ноги. Также приставным шагом они и спускаются, только темп движений становится более медленным. В процессе многократных упражнений постепенно в лазанье (вначале при влезании) появляется чередующийся шаг, т. е. на каждой перекладине находится одна нога или рука. Такое движение выполняется одноименным и разноименным способами (рисунок ниже). При первом способе движение начинают, например, левая нога и левая рука, затем активно действуют правая нога и правая рука. Если ребенок использует разноименный способ, то вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ногой и правой рукой.

В период овладения лазаньем дети выполняют двигательные действия с напряжением, прикладывая чрезмерные усилия там, где это совсем не требуется. При влезании делают сильный толчок ногой, резкие и широкие движения рук при перехвате перекладин, лишние сгибания и разгибания рук, отклоняют и приближают туловище к лестнице. При слезании не согласуют по времени движения рук и ног, часто они сближаются, ребенок сгибается, что отрицательно влияет на воспитание правильной осанки.

Как показали научные исследования, согласованные действия рук и ног в определенной последовательности - сложная задача, требующая от дошкольников умения управлять движениями, произвольно регулировать степень напряжения и расслабления разных групп мышц. Для этого необходимы многократные упражнения. Следует чаще предлагать детям лазать во время прогулок и в свободное от занятий время, так как на физкультурных занятиях это движение выполняется одновременно небольшой подгруппой детей и занимает неоправданно много времени. Собственный двигательный опыт ребенка в лазанье поможет ему быстрее освоиться на пособии, овладеть координацией движений рук и ног, ритмом шагов.

Перелезание используется при переходе с одного пособияна другое, например перелезание с пролета на пролет гимнастиче­ской стенки, с наклонной доски или лестницы на вертикальную стенку; Перелезть можно через верх стремянки, башни, заборчи­ка. При перелезании с пролета на пролет удобнее пользоваться приставными шагами, через верх заборчика - перешагиванием.

Пролезание выполняется между перекладинами гимнастиче­ской башни, поставленной на бок лесенки,вобруч. В естествен­ных условиях пролезают между близко расположенными дере­вьями. Расстояние между перекладинами лестницы для этого упражнения должно быть не менее 40 см. В обруч пролезают разными способамигеверху, снизу, держа одной, или двумя ру­ками; в поставленный на пол обруч пролезают боком и прямо.

Упражнения в лазанье должны обеспечиваться вниматель­ным руководством, высокой дисциплиной детей. Нельзя допус­кать скученности детей на пособиях, при этом возможны слу­чайности, ведущие к травмам, например наступил на руку сверстника, и тот непроизвольно ее отпустил. В то же время необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например спокойно и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога.

Лазанье по лестницам реже используется в подвижных иг­рах, чаще предлагается в виде упражнений. При хорошем на­выке лазанье включается в игры «Медведь и пчелы», «Пожар­ные на учении» и др.

 

Пригодился материал, если да, то поделись ссылкой

Языческие боги Руси

Языческие Боги Руси

 

Энциклопедия сказочных героев

Энциклопедия сказочных героев

Рейтинг@Mail.ruсОДЕЛУ.нЕФТЙЛБсОДЕЛУ ГЙФЙТПЧБОЙС